Йодль, несмотря на его специфическое звучание, слышали многие благодаря популярной культуре. Не счесть количество кинофильмов, сериалов и юмористических шоу, в которых изображали альпийского пастуха на фоне пасторальных пейзажей, с улыбкой кричащего над холмами и горными массивами "йо-ло-хо-хооо-хо".

Йодлинг как форма пения стал популярным среди европейских горцев в 1830-ых годах. Его можно было услышать в театрах и народных произведениях жителей Швейцарии, Австрии, Южного Тироля (то есть, в настоящее время, провинции Бозен / Больцано в Италии) и южной Германии. Этимология слова "йодль" — австро-баварская. Означает это слово — произносить слог “jo”. И действительно, классический альпийский йодль исполняется с быстрым изменением регистра тона с низкого грудного до высокого фальцета, при этом повторяется звук "йо".

ЙОДЛЬ И ДРУГИЕ НАРОДНОСТИ

Первое упоминание о йодле датируется 1545 годом. Он описывается как "зов пастуха из Аппенцелля". С помощью йодля пастухи звали скот и общались между деревнями. Некоторые ученые считают, что йодль имеет более древние скандинавские корни. У скандинавов существует вид пения кулнинг, который является формой сигнальной песни, используемой в горах во время охоты и выпаса скота.

Кулнинг мог иметь индивидуальные нотки, которые служили идентификатором "свой-чужой". С помощью него жители одной деревни сообщали другой деревне о своем присутствии на их землях.

Зачастую кулнинг исполняют женщины, которые становились пастухами в Средневековье. Он представляет собой простую меланхоличную мелодию с высокими назальными нотами. Его часто можно услышать в современной скандинавской музыке.

В отличия от йодля кулнинг поется в высоком регистре без вибрато в голосе.

В персидской классической музыке певцы часто используют тахрир (означает "тремоло" на английском). Это, по сути, тот же йодлинг, только трели припадают на конец песенных фраз и колеблются в соседних тонах. Тахрир также можно встретить в азербайджанских, болгарских, македонских, турецких, армянских, афганских и среднеазиатских музыкальных традициях.

В Центральной Африке певцы используют йодль, свистки и крики в своих полифонических песнях. Поют они об охоте и сборе урожая, а используют йодль для коммуникации друг с другом. Этнолог Хью Трейси в 1952 году издал сборник, в который вошла народная музыка Африки с йодлем.

В Румынии йодлинг называют "horea cu noduri". Он распространен среди пастухов, но также его исполняют для выражения скорби в отношении тех или иных печальных событий в жизни. "Horea cu noduri" переводится как "пение связок" и представляет из себя гортанное пение.

На Гавайях йодль поют мужчины фальцетом. У них он именуется "ka leo ki'eki'e". Он характеризуется резким переходом от низкого и высокому регистру, и чрезмерным повторением музыкального фрагмента. "Ka leo ki'eki'e" формировался из дохристианского гавайского пения, раннехристианских гимнов, музыки иммигрантских ковбоев (паниоло). Последние прибыли на Гавайи в 1800-ом году из Мексики, чтобы научить местное население пастушеству.

ЙОДЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ

Самым известным йодль-музыкантом из Баварии является Франц Ланг. Его еще называют "королем йодля" (Jodlerkönig). Он написал несколько книг по йодлингу, а также талантливо аккомпанировал своим песням на гитаре и аккордеоне. Прославился он в 1968 году, записав хит "Das Kufsteiner Lied".

Стоит вспомнить и трио из Тироли Ursprung Buam. Они считаются "туристической" группой, поскольку часто гастролируют по странам Европейского Союза, а посетить их выступления приглашают всем желающим прикоснуться к народному творчеству Тироли.

В Бельгии же знают гитариста, комика, актера и предпринимателя Bobbejaan Schoepen. Он является профессиональным йодлером-вистлером.

В 1948 году Шопен записал "De Jodelende Fluiter" (Свистящий йодлер). Он был первым европейцем, выступившим на сцене Grand Ole Opry в Соединенных Штатах.

По немецкому телевидению в передачах о народной музыке можно встретить Стефани Хертел, популярную исполнительницу альпийской народной музыки. В 1992 году она выиграла Гран-при Volksmusik с песней "Über jedes Bacherl geht a Brückerl".

Йодль и рок-музыку смешивала группа Focus. Их композиция "Hocus Pocus" вышла в 1971 году.

Ilinca Băcilă и Alex Florea представляли Румынию Евровидение 2017, заняв седьмое место. Их трек "Зайодлируй" (Yodel it!) представляет из себя смесь хип-хопа и йодля.

ЙОДЛЬ И ВЕСТЕРНЫ

В США менестрели йоделировали в 19 веке, а звукозаписывающая компания Victor записала 17 сборников йодля в 1920 году. В то же время в Канаде Уилф Картер, который считается "отцом канадского кантри", услышал швейцарского исполнителя йодля The Yodeling Fool. Он решил привнести нотки йодля в кантри музыку, став предтечей "ковбойского йодля". Свою интерпретацию йодля он назвал "эхо-йодль".

Американский блюзмен Джимми Роджерс смешал йодль с афроамериканской традиционной музыкой и блюзом, выпустив запись "Blue Yodel No. 1". Кстати, "голубой йодль" с афроамериканскими мотивами стал отдельным видом пения чернокожих и белых американцев.

Джимми Роджерс в 1929 году выпустил книгу йодль-песен "Страна моих детских снова". Кстати, именно Роджерс популяризовал образ ковбоя-музыканта. Кантри-исполнители быстро его подхватили, чтобы не ассоциироваться с негативным образом "деревенщины", поскольку кантри играли жители сел.

Гебель Ривз, известный как "Техасский дрифтер", утверждал, что научил Джимми Роджерса йодлю, но его слова опровергают исследователи музыки.

Роджерс вдохновил Элтона Бритта продолжить славную традицию йодлирования. В 1934 году он записал песню "Колокольчики", в которой в течении необычайно долгого времени смог выдержать свой йодль. Этот навык, по его словам, он приобрел, долго плавая под водой и тренирую таким образом легкие.

Йодль проник в кинематограф в 1930-ом году. Тогда выпускалось огромное количество картин об архетипических ковбоях. Все эти ребята на лошадях и в широкополых шляпах исполняли "голубой йодль" Роджерса. Однако американский "ковбойский йодль" стал постепенно отходить от южно-блюзовой лирики, возвращаясь к альпийским традициям, и значительно изменился в ритмике.

Можно вспомнить таких кинойодлеров, как Джин Отри и Рой Роджерс.

Зик Клементс, известный как "Дикси Йоделер", снимался в мюзиклах-вестернах. Его йодль стал звуковым эффектом для мультяшных персонажей. Он озвучил Башфула,  йодлирующего гнома из "Белоснежки и семь гномов" Уолта Диснея 1937 года. А также Гуфи, когда падал или взлетал в воздух, издавал Зиковское "яаааааа-ху-ху-хууу!".

Стоит упомянуть и вопль Тарзана. Этот йодль, напоминающий победный крик обезьяны, был исполнен Джонни Вейсмюллером в фильмах о храбром человеке, воспитанном животными.

В кино так же можно было услышать йодль ковгерлов. Каролина Коттон, известная как "Йоделинг Блонд Бомбелл" еще в детстве появилась на телевидении и в кинокартинах. Ради пения она бросила школу, но когда пик популярности на ковбойский йодль спал, он вернулась доучиваться, получила в университете магистерский степень и пошла работать преподавательницей.

Другая известная ковгерл Пэтси Монтана стала популярной благодаря песни "Хочу быть возлюбленной ковбоя". Члены Western Writers of America выбрал её как одну из 100 лучших вестерн-песен всех времен. В 2012 году ее запись была добавлена ​​в список Национального реестра звукозаписей Библиотеки Конгресса США как "культурно, исторически или эстетически важная композиция".

Однако "ковбойский йодль" можно было услышать не только в кинотеатре. Он быстро распространился и среди настоящих ковбоев.

Фольклорист Джон Ломакс в книге "Кем были ковбои за ковбойскими песнями?" вспоминает: «Мне не могло быть больше 4 лет, когда я впервые услышал ковбойский йодль и спел его скоту. Я спал в дома моего отца в Техасе. Пока ковбои водили скот, они пели и кричали. Они сочиняли песни о тропе жизни».

Пик популярность "ковбойского йодля" припал на 40-е года, но в 50-ых его можно было услышать в кантри все реже и реже.

Ныне йодлируют участница конкурса America Got Talent Тэйлор Уэйр. Йодлу она обучалась с помощью аудиокассет и учебников. Элис Иди, носящая титул Мисс Арканзас 2010, исполнила упомянутую песню "Я хочу быть возлюбленной ковбоя" на конкурсе талантов.

Стоит упомянуть йодль-вступление сингла Гвен Стефани "Wind It Up" 2006 года.

Любит использовать йодль в песнях и вокалистка американской электро-панк-группы The Epoxies Рокси Епокси.

Во фрагменте лейт-найт-шоу с Джимми Фэллоном актер Брэд Питт и Джимми Фэллон разговаривают о йодлинге на небоскребах Нью-Йорка. Когда они йодлят, субтитры информируют зрителей о том, что они говорят друг другу. После небольшого разговора Питт спрашивает Фэллона, не хочет ли он попробовать "двойной йодль". Фэллон отвечает: «Двойной йодль? Но этого раньше никогда не было!». Эпизод заканчивается двумя йодлингами в гармонии.