Тот, кто вознамерится откопать высший смысл в том, что натворили два парня под флагами The Justified Ancients of Mu Mu, Timelords, The KLF или K Foundation, вероятнее всего погрязнет в противоречащих друг другу домыслах. Они сведут его с ума, и он окажется на обочине, бормоча себе что-то под нос и прося денег у прохожих на рейс до Ливерпуля с целью встретиться с парочкой и потребовать ответа на вопрос «Что это было?!».

Все началось со встречи бывшего непутевого A&R Билла Драммонда и художника Джимми Коти, когда-то игравшего на гитаре в провальной рок-группе. Вскоре Билл и Джимми поймут, что вибрируют на одной волне творческого сумасшествия. А 1 января 1987 года Драммонд предложит Коти создать хип-хоп-хаус-группу под названием The Justified Ancients of Mu Mu, которая год спустя переименуется в Timelords, а потом засияет в лучах славы под именем The KLF. Они порвут как минимум британские поп-чарты, изобретут «стадионный хаус», выпустят веховый эмбиент и заработают кучу денег — все это чуть ли ни ради шутки, если не насмешки над поп-культурой, и с анархическим задором. Параллельно Билл и Джимми освежат пресный поток арт-мейнстрима скандальными перформансами, после которых одна половина человечества запомнит их полнейшими дураками, а другая — блестящими гениями.

Некоторые полагают, что The KLF явились миру лишь для того, чтобы разнести индустрию музыки и искусства в пух и прах. Мы же считаем, что пара друзей привнесла в эту индустрию честную непосредственность, баловство и безумие, которых так не хватает в эпоху лощеного шоу-бизнеса и беспощадной толерантности. И вот, как они это все провернули.

ХИЩЕНИЕ СЭМПЛОВ И НЕЛЕПЫЕ ФИТЫ

В 1987 году The Justified Ancients of Mu Mu (сокращенно The JAMs) приступили к свершению нахальной революции в области использования сэмплов. Пока во всем мире музыканты осторожничали с сэмплированием, Билл и Джимми без тени смущения кроили свои треки из фрагментов всемирных хитов того времени, не спрашивая разрешения у правообладателей.

Дебютный сингл “All You Need Is Love” был склеен из 15-секундного (!) сэмпла из песни The Beatles “All You Need Is Love”, возгласа Роба Тайлера “Kick out the Jams, motherfuckers!” из альбома MC5 “Kick Out the Jams”, вокала Саманты Фокс из хита “Touch Me (I Want Your Body)”, детских напевов “Ring a Ring o’ Roses” и начитки фразы “Ancients of Mu Mu” рэпером Chike, которая не раз прозвучит в других треках Драммонда и Коти. Сверху Билл напористо читает рэп с сильным шотландским акцентом. В треке также слышится вырезка слов Джона Херта из британского общественно-информационного фильма «Не умирай от невежества» об опасности СПИДа. Собственно, релиз “All You Need Is Love” был реакцией The JAMs на освещение СМИ проблемы СПИДа: он подчеркивал противоречия в восприятии обществом «смерти из-за секса». В целом же получился бодрящий поп-хаус-рэп-панк-трек, который стал синглом недели по версии Sounds и NME хотя бы потому, что такого доселе никто не делал. Правда, запись была отвергнута дистрибьюторами из-за опасений судебного преследования со стороны правообладателей. Поэтому The JAMs переиздали «безопасную» версию “All You Need Is Love”, что позволило им заработать на первый лонгплей.

Самым известным треком с альбома “1987, What the Fuck is Going On?” стал “The Queen And I”, в котором звучит “Dancing Queen” ABBA. Популярность ему принесло изъятие пластинки The JAMs из продаж в связи с судебным иском от менеджмента шведской группы. Драммонд и Коти сгребли остатки непроданного тиража и отправились в Стокгольм, дабы побеседовать с ABBA. Поскольку в три часа ночи студия группы оказалась закрытой, парни решили не тратить времени в ожидании, выбрались в чисто-поле за город, развели большой костер и предали пластинки огню. Вонь и дым обеспокоили рядом живущего фермера, который примчался прогнать негодников выстрелами из дробовика. Тем пришлось спасаться бегством и топить остатки незаконных записей в природных водах по пути домой. После случившегося The JAMs заменили все спорные сэмплы альбома на тишину и перевыпустили его как “1987: The JAMs 45 Edits” в сопровождении инструкции по восстановлению оригинального звучания песен в домашних условиях.

Издательство исключительно на собственном лейбле KLF Communications (переименованного из The Sound of Mu(sic) в 1988 году) позволяло Драммонду и Коти выпускать все, что заблагорассудится. К примеру, сингл “Whitney Joins The JAMs”, в котором кроме темы к американскому телесериалу «Миссия: Невыполнима» засэмплирована песня Уитни Хьюстон “I Wanna Dance With Somebody”. В отличие от менеджмента ABBA, представители стороны Хьюстон встретили трек The JAMs предложением взяться за продюсирование нового альбома певицы и записать ремиксы, в чем им было отказано.

В инкарнации Timelords в 1988 году музыканты выпустили несокрушимый хит “Doctorin’ the Tardis”. Ода национальному достоянию Великобритании — фантастическому телесериалу про «повелителя времени» Доктора Кто и его «машину времени» Тардис — была несносна и прекрасна в своей элементарности. В основе звучит “Rock and Roll (Part Two)” опальной глэм-иконы Гари Глиттера, а сверху — вечная музыка к сериалу. Автор и продюсер Ник Колер, который долгое время сотрудничал с Драммондом, говорил, что “Doctorin’ the Tardis” начиналась как джем смеха ради: «Они просто хотели сделать что-то танцевальное с темой из „Доктора Кто“. Мой друг Доминик Глинн как раз переписал музыку к титрам для ВВС, так что у него были все оригинальные сэмплы. Потом, когда ВВС спросили, откуда у нас тот самый звук Тардис, мы сказали, что, конечно же, извлекли его самостоятельно, скребя дверным ключом по струнам фортепиано, как это было в истории с оригиналом...». Критики недоумевали — британский народ подпевал и возносил трек к вершинам национальных чартов. С “Doctorin’ the Tardis” The JAMs добрались до эфира шоу Top of the Pops и раздали немножко рок-н-ролла во фраках с накидками и цилиндрами в компании самодельных далеков (по сюжету сериала — враждебная инопланетная раса).

Кстати, с Гари Глиттером ребята дружили: он выступил тогда с ними на Top of the Pops и присоединился к ним на снимке для обложки NME на фоне Стоунхенджа. The KLF мастерски выбирали коллаборации, которые никому другому в голову бы не пришли. В 1991 году они вызвали из Теннесси американскую звезду кантри Тэмми Уайнетт, чтобы та спела очередную версию песни “Justified and Ancient” о том, какие The KLF «древние», «оправданные» и как они колесят по земле в фургончике с мороженым. Последний официальный релиз группы занял вторую позицию в поп-рейтингах Британии и США.

СТАДИОННЫЙ ХАУС И ЭМБИЕНТ НА КУРАЖЕ

Главное, чем по большому счету занимались Билл Драммонд и Джимми Коти — это веселились, честно и самоотверженно. Они делали что-то одно и определенным образом до тех пор, пока это казалось им интересным, и категорически не делали того, что таковым не являлось. Можно предположить, что игровой подход освобождал их от груза ответственности, обязательств и компромиссов, которыми обычно тяготят зрелые амбиции, преследование значимых целей и служение возвышенной миссии. Сложному успеху они предпочли творческий кураж, который все равно приносил им высокие позиции в чартах, славу, деньги. Вдобавок, этот кураж менял ландшафт поп-культуры Великобритании. «Они шутники и в этом не похожи на нас», — сказал про The KLF Нил Теннант из Pet Shop Boys, подразумевая под «нами» армию поп-звезд с продуманными стратегиями развития карьеры в шоу-бизнесе.

Куражились парни в сквоте Джимми Коти в южной части Лондона, который они окрестили Trancentral. Это был разваливающийся викторианский особняк с припаркованной у входа полицейской машиной, позже названная гордым именем Ford Timelord. Тело здания сквозило дырами, обогревалось оно тремя газовыми конфорками на кухне, где к стене был прибит рисунок группы, присланный пятилетним фанатом. Повсюду громоздились горы всякой всячины, в том числе музыкальные инструменты и незатейливая аппаратура для производства и записи звука. По словам звукорежиссера Марка «Спайка» Стента, побывавшего в сквоте, студией там и не пахло, но Билл и Джимми были совершенно потрясные в этом пространстве как законченные анти-поп-звезды: «Они всегда были заряжены хорошей энергетикой. В смысле: мы делаем все, что хотим. И во всем этом безумии чувствовалось присутствие гения поп-музыки».

Ford Timelord aka Jamsmobile

После выпуска дебютного альбома The Justified Ancients of Mu Mu захотели избавиться от ярлыка штамповщиков поп-хитов. Они заявили, что сделают несколько 12-дюймовых записей чисто танцевальной музыки под флагом The Pure Trance. После трансформации в The KLF в 1988 году они выпустили эйсид-хаус-нетленку “What Time Is Love?”, которая также будет издана в версиях “What Time Is Love? (Live at Trancentral)” в 1990-ом и “America: What Time Is Love?” год спустя. В рамках «чистого транса» The KLF также создали бессмертные бэнгеры “3 A.M. Eternal” и “The Last Train To Transcentral” — оба в дальнейшем были выпущены в нескольких интерпретациях. К 1991 году The KLF оформили эти три трека в удобоваримые для масс версии в сочетании с рэпом и вокалом и собрали их в серию видеоклипов “The Stadium House Trilogy”. Так Драммонд и Коти стали пионерами «стадионного хауса» — микса эйсид-хауса, поп-рока и сэмплированного шума толпы.

В то же время The KLF записали один из самых значимых альбомов в жанре эмбиент с простым понятным названием “Chill Out”. К эмбиенту музыкантов направило сотрудничество Коти с диджеем Алексом Патерсоном — вместе они играли на вечеринках в качестве The Orb. Альбом звучит как саундтрек к неспешному путешествию на машине сквозь каньоны к горизонту, в котором слышны сэмплы из “In The Ghetto” Элвиса Пресли, блуждающие стоны гитары, причитания евангелиста, монгольское горловое пение и прочие диковинки. В электронной обертке мечтательный “Chill Out” напоминает о ранних экспериментах Pink Floyd, равно как и обложка альбома отсылает к пасторальному опусу рок-группы “Atom Heart Mother” 1970 года, только вместо коровы на лужайке красуются овечки.

В целом, музыка The Justified Ancients of Mu Mu aka Timelords aka The KLF — это оперативная и живая реакция на мейнстрим-культуру и все происходящее вокруг, замешанная на интеграции популярных жанров, цитировании самих себя, пафосе, детской непосредственности и веселье. Из этого рождалось что-то новое и беспрецедентное. К 1991 году Драммонд и Коти продали больше всех синглов по всему миру. NME назвал The KLF «величайшей британской поп-группой», а музыкантов — «самыми блестящими умами в сегодняшней поп-музыке».

katacult_media_banner_apparat-1

КАК ЗАПИСАТЬ ХИТ И ПОГОВОРИТЬ С МИРОМ

В 1989 году австрийская группа Edelweiss выпустила песню “Bring Me Edelweiss”, которая стала пятикратным платиновым хитом и самым успешным треком, когда-либо созданным согласно наставлениям The KLF. Речь о руководстве по написанию суперхита без особых усилий “The Manual: How to Have a Number One the Easy Way”, которое Билл Драммонд и Джимми Коти издали в 1988 году. В книге авторы изложили подробные инструкции о том, как без таланта, денег, продюсерского мастерства, лейбл-контрактов и каких-либо других средств и способностей произвести на свет песню, которая возглавит UK Top 40. Актуальное по сей день руководство от KLF Communications стало негласной «поваренной книгой» для многих игроков музыкальной индустрии. В свое время его пользу отметили Chumbawamba, Klaxons и The Pipettes, например.

Письменная и печатная коммуникация с общественностью была важной составляющей деятельности Билла и Джимми. Они скупились на интервью, предпочитая общаться с людьми через информационные бюллетени KLF, в которых излагали свои мысли, идеи, символические объяснения или намеки на грядущие свершения. Также парни шифровали свои послания в рекламе на страницах британских газет и музыкальных изданий. Это были давящие контрастом сообщения из белых крупных букв в узнаваемом шрифте на черном фоне, которые всегда можно было распознать на мерче группы.

Особую любовь Коти и Драммонд питали к рекламной диверсии, а именно — к «незаконному, но эффективному применению граффити на билбордах и городских зданиях». По аналогии с сэмплированием треков, информационные партизаны выбирали объекты с подходящим контекстом и переиначивали их согласно своим замыслам с помощью граффити. Так, в дни релиза “All You Need Is Love” The JAMMs воспользовались билбордом с фразой “HALO HALO HALO” — заголовком из британской газеты Today — и преобразовали ее в “SHAG SHAG SHAG”, то есть «трахайтесь». В контексте сингла получилось довольно остроумно, ведь под фразой был изображен Джеймс Андертон, главный констебль графства Большой Манчестер, религиозный фанатик и известный в те времена гонитель гомосексуалистов и больных СПИДом.

УЙТИ ИЗ МУЗЫКИ КРАСИВО

В 1992 году The KLF победили в номинации «Лучшая британская группа» в рамках ежегодной премии The BRIT Awards — статуэтку забрал курьер, выехавший за ней на сцену на мотоцикле. Драммонду и Коти доверили заключительное выступление церемении вручения премии, и ребята постарались на славу. The KLF вышли на сцену вместе с группой Extreme Noise Terror и разбомбили зал трэш-метал-версией “3 A.M. Eternal”. При этом Билл Драммонд в килте и с сигарой в зубах приправил финал действа очередью из автомата по зрителям (холостыми). Уходя со сцены, группа объявила: «Дамы и господа, the KLF покинули музыкальный бизнес».

А затем ко входу на локацию, где проходила афтепати The BRIT Awards, они подбросили мертвую овцу, к которой прилагалось сообщение: «Я умерла для вас — bon appetit». Позже Билл рассказывал, что изначально он намеревался отрубить себе руку и швырнуть в зрителей со сцены, но Коти и жена отговорили его. А потом он подумывал выплеснуть на людей овечью кровь, но тут воспротивились веганы Extreme Noise Terror. Так что пришлось остановиться на лайт-версии. Чуть погодя The KLF подтвердили уход из индустрии радикально: уничтожили все каталоги с записями группы во всех ее инкарнациях (хотя бутлеги и релизы за пределами Великобритании, конечно же, продолжили бродить по свету).

Заявление The KLF в журнале New Musical Express гласило: «Пять лет мы шли по жестокой и жалкой, беспросветной и блестящей, загаженной, но завораживающей тропе. Последние два года подняли нас на высоты большого коммерческого успеха, но сейчас мы находимся в том месте, где путь по солнечным вершинам обрывается в преисподнюю. В обозримом будущем не будет никаких записей от The Justified Ancients of Mu Mu, Timelords, The KLF и других имен из прошлого, настоящего и будущего, связанных с нами. На сегодняшний момент все, что мы выпустили ранее — удалено. Если мы еще когда-нибудь с вами встретимся, будьте готовы — мы можем быть отлично замаскированы».

В 1993 году под Стоунхенджем была обнаружена статуэтка «Лучшей британской группы» 1992 года по версии The BRIT Awards, врученная The KLF.

BURN, MOTHERFUCKER / £1 MILLION, BURN!

Летним утром 1994 года некоторые участки побережья Внутренних Гебридов на западе Шотландии засверкали 50-фунтовыми банкнотами и их недогоревшими останками. Около ста тысяч улизнули от пламени кострища из миллиона фунтов, который Билл и Джимми разожгли ночью накануне. 23 августа парочка наняла небольшой самолет, погрузила в него чемоданы с деньгами и прибыла на уединенный остров Джура, чтобы в печи заброшенного дома совершить ритуал сожжения и самый дорогой акт искусства.

Коти и Драммонд задокументировали произошедшее на камеру и обнародовали видео, которое взбудоражило общественность, разделившуюся на два лагеря. Одни сетовали на вопиющую расточительность, ведь миллион фунтов можно было потратить с пользой: накормить голодающих, вылечить больных, обустроить бездомных, обучить необразованных и наладить мир во всем мире. Другие же нервно и язвительно посмеивались над ними как над выжившими из ума позерами, жаждущими привлечь к себе внимание. Однако, по словам Драммонда, находились и те, в ком сожжение кучи денег неизвестно почему вызывало тихое чувство радости.

Мик Хоутон, постоянный публицист The KLF, принял на себя немало телефонных звонков от возмущенных общественных активистов, требовавших объяснений. «Все могло быть гораздо хуже», — говорил Мик. — «Джимми и Билл обсуждали поджог денег на Трафальгарской площади или аренду электростанции „Баттерси“ для масштабного мероприятия, в ходе которого подумывали сжечь все деньги на глазах у толпы. Как вам такое?». До кремации также рассматривался вариант пригвоздить миллион к доске и продать галерее Тейт за £750,000, чтобы та на прибыль в £250,000 «накупила настоящего искусства». Администрация галереи отказалась из-за риска ограбления ввиду хранения столь крупной суммы наличными.

Драммонд говорит, что они сами не до конца понимают, что произошло, но точно знает, что это никогда не казалось неправильным. На вопросы, зачем все это было и почему, Джимми и Билл каждый раз отвечали по-разному. Одновременно причин было и много, и никаких вовсе, а в придачу к ним — бесчисленные выдумки, которые всегда веселят перформеров. В эфире The Late Late Show Коти сказал ведущему Гаю Бирну, что на отчаянный шаг его подтолкнул релиз песни Майкла Джексона “Earth Song”, которую он впервые услышал, когда смотрел очередной выпуск Top Of The Pops вместе со своими детьми. Мол, тогда он понял, что The KLF никогда не сравнятся в таланте с Майклом, поэтому будет справедливо сжечь все деньги, заработанные в шоу-бизнесе. Бирн попытался уточнить, был ли это неким отрицанием материального мира, на что Билл ответил: «Совсем нет, мы ничего не имеем против денег. Мы любим деньги. Мы хотим больше денег, чтобы еще больше сгорело». А когда ведущий прямо спросил у Джимми, почему деньги не потратили на помощь нуждающимся, тот подчеркнул, что The KLF — не благотворительная организация, и они решили поступить с деньгами так, как им казалось интереснее. Зрители в зале негодовали! Лишь единицы не могли понять, какое всем дело до того, как люди распоряжаются своими деньгами. Билл справедливо подметил, что потрать они миллион на виллы, бассейны и Rolls-Royce, никто бы и бровью не повел.

Вообще, Драммонд и Коти всегда тяготели к беспечному просаживанию денег, которые они часто зарабатывали совершенно случайно. В 1989 году во время выступления на рэйве в графстве Оксфорд The KLF выбросили в толпу тысячу шотландских фунтов с посланием на каждом «Дети, мы любим вас!». Или скажем, £500,000 ушло на производство роуд-муви “The White Room”, снятого Биллом Баттом с Ford Timelord в главной роли на пути между Англией и Испанией. Фильм так и не выпустили, зато музыкальная компиляция “The White Room” до сих пор радует слух.

АНТИ-АРТ-ОРГАНИЗАЦИЯ

Великое сожжение миллиона фунтов Драммонд и Коти совершили уже будучи арт-фондом K Foundation, который они основали в 1993 году после ухода из музыкальной индустрии. Предложение Тейт приобрести миллионную доску за £750 000 было началом флирта с британской галереей. Продолжением стало объявление премии K Foundation в размере £40 000, которая присуждалась худшему художнику —  удвоенный ответ на премию Тернера в размере £20 000, которую Тейт вручала лучшему художнику. Ирония Билла и Джимми стала совсем очевидной, когда Рэйчел Уайтред в один день стала обладательницей обеих наград за свою работу «Дом». Скульптор отказалась от приза K Foundation, но Драммонд пригрозил разжечь очередной костер из тех денег под галереей, и Уайтред сдалась.

«Дом» Рэйчел Уайтред

Работая над различными арт-проектами и медиакомпаниями K Foundation, Джимми и Билл точечно проявлялись в музыке, несмотря на формальный разрыв отношений с ней. В 1993 году они записали сингл “K Cera Cera” с израильским Хором Красной Армии и выпустили его на территории Израиля и Палестины в честь заключения мирного Соглашения в Осло. В 1995 году Драммонд и Коти под именем The One World Orchestra и «при участии многочисленных труб и барабанов Гвардии Революционных Бездетных Добровольцев» записали песню “The Magnificent” для альбома “The Help”. А в 1997 году музыканты объединились в 2K для единственного выступления в Barbican Arts Centre вместе с Марком Мэннингом, Гимпо, группой Acid Brass и ливерпульскими докерами. Они исполнили “Fuck the Millennium” — очередной римейк “What Time Is Love?”. Тогда же 2К расширились до K2 Plant Hire Ltd. с целью постройки пирамиды из примерно 87 миллионов кирпичей, каждый из которых символизировал бы одного жителя Британии, родившегося в ХХ веке. Пирамиду не построили.

УПОРЯДОЧЕННЫЙ ХАОС

Может показаться, что деятельность Билла Драммонда и Джимми Коти — это тотальные хаос и анархия, однако в ней прослеживается свой порядок. В первую очередь, он проявляется в систематичности хаоса и анархии: изменения и непредвиденные выходки — перманентная константа в деяниях соратников. Релизы The JAMs, Timelords и The KLF всегда изобилуют сэмплами из песен других артистов. К тому же, из трека в трек музыканты цитируют сами себя посредством кочующих сэмплов собственного производства. Также неоднократно эксплуатировался образ овцы, будь то обложка к альбому “Chill Out” или бездыханное тело животного на вечеринке национальной музыкальной премии. При этом The KLF ничем не обосновывали анималистическую символику, что подчеркивает постер с вопросом «Почему овцы?».

Но все это мелочи, тогда как скелет, скрепляющий воедино закономерную череду случайностей — это постмодернистский роман-трилогия «Иллюминатус!» Роберта Ши и Роберта Уилсона. В нем повествуется о борьбе между иллюминатами и их заклятыми врагами The Justified Ancients of Mu Mu. Воплощая «первобытную силу хаоса», The JAMs ведут секретную войну против иллюминатов, чтобы помешать тем приблизить конец света. Драммонд увлекся концепцией истории, когда участвовал в работе над постановкой 12-часовой рок-оперы по мотивам романа в 1976 году. А позже, когда они с Коти встретились и стали товарищами по безумию, The Justified Ancients of Mu Mu сошли со страниц «Иллюминатус!» в шоу-бизнес Великобритании. Независимо от того, под каким моникером являлись миру Джимми и Билл в дальнейшем, за ними всегда стояли «оправданные» и «древние» персоны Mu Mu, саботирующие мейнстрим изнутри. Их перформансы и клипы напоминали ритуальные обряды с церемониальными нарядами, песноппениями, плясками и жертвенными кострами. Также Драммонд и Коти позаимствовали у общества иллюминатов символ пирамиды, заменив изображенное на ней всевидящее око на магнитофон — сэмплированный логотип The KLF на все времена.

Нельзя не отметить значение в творчестве группы числа 23, которое фигурирует в конспирологических теориях, связанных с иллюминатами и не только. Истинные фанаты The KLF знают, что дебютный сингл “All You Need Is Love” значится в каталогах под номером JAM23, “Justified Ancients Of Mu Mu” состоит из 23 букв, на макете машины в видеоклипах “Stadium House” стоит номер 23, миллион фунтов был сожжен 23 августа, а единственное выступление после этого события длилось ровно 23 минуты. Скрепляет цепь чисел обещание Драммонда и Коти не обсуждать публично самый дорогой костер в истории человечества в течение 23 лет, а также прекратить какую-либо деятельность The KLF и других проявлений группы на тот же срок.

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ

В 2017 году 23-летнее молчание подошло к концу. Жителям Ливерпуля (родной город Драммонда) начали попадаться листовки, гласящие “2017: What The Fuck Is Going On?” и подписанные K2 Plant Hire Ltd. Текст послания напоминал о провозглашенном некогда моратории The Justified Ancients Of Mu Mu, причины которому канули в Лету, и анонсировал, что 23 августа 2017 года людей ждет нечто этакое.

Как выяснилось, речь шла о публикации романа «2023: Трилогия. The Justified Ancients Of Mu Mu». В полночь с 22 на 23 августа Билл Драммонд и Джимми Коти подъехали к одному из ливерпульских книжных магазинов в уже знакомом фургончике с надписью «Всі йдуть до Mu Mu Land» и «Свіжий для вас!». Собралась огромная толпа желающих получить книгу из рук авторов, которые вместо традиционных автографов и сентиментальных подписей проставляли на экземплярах романа печати с пирамидой The KLF. Также в рамках мероприятия продавался любопытный мерч от Dead Perch Merch — каждая единица по цене £20.23 до 23 декабря (потом «цена либо повышается, либо снижается, либо остается неизменной»). В целом презентация проходила согласно жесткому своду правил, с которым публику ознакомили накануне, при этом Билл и Джимми ни слова не сказали о своем произведении. Позже Dead Perch Merch выпустили аудиокнигу «2023» в прочтении Дэйзи Кэмпбелл.

Через сутки The Justified Ancients Of Mu Mu устроили трехдневный фестиваль Welcome to the Dark Ages в окрестностях Ливерпуля. Около 400 людей в символических балахонах праздновали выход The KLF из режима отшельников, слушали рассказы о том, что, как и почему произошло 23 года назад, приветствовали публикацию романа и рассматривали арт-инсталляции.

Издание книги и фестиваль в 2017 году можно расценивать как большую промо-кампанию в поддержку более серьезной затеи Билла Драммонда и Джимми Коти — «МуМуфикации». Дело в том, что уже седовласые сорвиголовы задумали построить «Человеческую пирамиду» из 34 592 кирпичей, содержащих прах умерших. А «МуМуфикация» — это, собственно, процесс помещения продуктов кремации в конструкцию: выстрел 23-граммовой порцией праха в «кирпич Му», который станет частью пирамиды в городке Токстет под Ливрпулем. Официально «МуМификация» стартовала 23 ноября прошлого года в рамках события The Toxteth Day Of The Dead. С того дня заказы на услугу принимаются онлайн на сайте штаб-квартиры K2 Plant Hire Ltd. — L-13 Light Industrial Workshop. Согласно информации на сайте, всего за £99 каждый желающий может забронировать себе место в «Человеческой пирамиде» сейчас, «а умереть потом».

На сегодняшний день это последняя совместная инициатива Драммонда и Коти aka The Justified Ancients of Mu Mu aka Timelords aka The KLF aka K Foundation aka 2K aka K2 Plant Hire Ltd. Даже не осмеливаемся предположить, что будет дальше.

katacult_brave-factory2019_banner--1-