С 2015 года одна из самых активных промо-групп Санкт-Петербурга — Roots United — проводит масштабный фестиваль электронной музыки и современного искусства Present Perfect. Resident Advisor причислил его к флагманам электронных фестивалей России, который несет этот просветительский факел с достоинством. Present Perfect вправду из года в год дарит своим гостям интересный эклектичный лайн-ап, в котором значатся имена легендарных ветеранов разных музыкальных жанров, актуальных артистов мирового уровня и новых представителей российской сцены. Также в концепцию события интегрированы современные художественные решения и полезная образовательная программа. Но, пожалуй, главное в этом фестивале — это стремление развивать творческую среду любимого города, делиться им со всем миром и пропагандировать креативную коммуникацию и просто любовь друг к другу.


В преддверии юбилейного Present Perfect мы пообщались с одним из его основателей Артемом Крючковым, aka EL, о том, про что этот фестиваль, зачем он существует и как он меняет облик Санкт-Петербурга на фестивальной карте страны.

КТО СТОИТ ЗА PRESENT PERFECT

Я совместно с Димой Агалаковым, Александром Никитиным, Даниэлем Лаком, нашим другом Антоном Диканским и еще несколькими ребятами придумали Roots United 10 лет назад. Деятельность нашей музыкальной формации началась с небольших вечеринок, затем переросла в вечеринки побольше, и еще большие, после появился лейбл, и, наконец, в 2015 году мы решили сделать первый фестиваль Present Perfect.

За 5 лет существования фестиваль заметно вырос, сегодня это большая команда, где каждый занимается своим делом. В частности, я продюсирую событие на всех этапах: участвую в создании контента, собираю команду, занимаюсь вместе с Димой Агалаковым формированием лайн-апа. Сегодня вместе с техническим и организационным партнером 2А Production в лице Артема Зотикова мы разрабатываем художественную концепцию фестиваля, придумываем пути реализации и так далее. Можно сказать, что Present Perfect — это наш ребенок, которого мы вырастили и теперь заботимся о нем и всех его творческих проявлениях.

Важно, что организаторский костяк со времен первого фестиваля сохранился до сих пор. У нас специфическая команда, делаем все семьями, можно сказать. Друзья из различных агентств, смежных бизнесов, организаторы мероприятий — все это больше напоминает одну большую семью или тусовку друзей, которые в один момент рискнули, получили отклик и решили продолжать.

КАК ПОЯВИЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ

Когда мы только начинали в 2009 году, в Санкт-Петербурге был спад ночного движения, народ не особо тусовался. Возможно это было связано с общей демографической обстановкой: новая молодежь еще не подросла, а «старой», повзрослевшей все поднадоело. Можно сказать, что эта «ночная культура» в России началась в Петербурге с клуба «Тоннель», со сквота на набережной Фонтанки, затем пошла целая волна —  гремели крупные рейвы, появлялись клубы, чего только не было, но это отдельный и очень длинный разговор. Формирование Roots United попало на момент, когда накопилась усталость от всего происходящего, мы действовали скорее не в ответ на запрос аудитории, а вопреки.

Собирали группы единомышленников по 200 человек, устраивали события с Mike Huckaby, Rick Wade, Tyree Cooper, Terrence Parker, Move D. У нас был Детройт-ориентированный вкус, и мы в основном привозили артистов, которые и про хаус, и про техно, и джаз, и все это на каком-то стыке. Начиная с вечеринок в Stereobar, все двигалось в понятном режиме: маленькие бары, затем бары побольше, клубы, мероприятия на каких-то неподготовленных площадках и так далее. А потом нам это все резко надоело, поскольку одно походило на другое — мы уперлись в потолок. Захотелось заниматься музыкой в большем масштабе, нежели просто тусовки. Так, запустили лейбл и выпустили первую пластинку Nocow, которая разошлась достаточно хорошим тиражом.

Когда мы приостановили промоутерскую деятельность, в городе начали появляться знаковые места Stackenschneider, Mosaique, еще несколько заведений, которых уже нет. Туда начали ходить люди, все оживало. Интернет, глобализация, подросшая молодежь, новые люди заново открывали все это для себя, по соседству Москва гремела фестивалем Outline. Мы почувствовали, что пришел тот самый момент, что город готов, и решили сделать полноценный фестиваль. За годы работы в креативном кластере мы получили разнообразный опыт в сфере организации мероприятий, с которым в стенах клуба уже было тесно. Хотелось соединить музыку, искусство, продакшн, урбанистику в единый живой организм, которым и стал фестиваль. По сути это реализация всего накопленного опыта, знаний, навыков, будто вся наша жизнь выстраивалась таким образом, чтобы в 2015 году сойтись в единой точке — Present Perfect.

Название подсказал наш давний знакомый Леша Онацко — куратор проекта «Севкабель Порт», где мы уже  второй год проводим фестиваль. Название означает идеальное настоящее, какое-то совершённое действие. Present Perfect является смотром всего самого клевого, что произошло за год в плане музыки, искусства, урбанистики, дизайна, графики и прочего. Естественно, на наш взгляд. Это наше идеальное настоящее, нами придуманное и сформированное из разных штук. Все то, что мы все так любим — чистое творчество. Параллельная реальность, в который мы живем и в которую зовем людей.

ПЕРВЫЙ PRESENT PERFECT 2015

Несмотря на то, что у нас не было опыта организации столь масштабных событий, мы собрали Present Perfect за три-четыре месяца. Несколько раз были на грани того, чтобы вообще его не делать, и он обещал обернуться большой финансовой проблемой в будущем. Это был очередной акт вопреки, но мы понимали, что его надо пережить, что он изменит нашу жизнь и начнется новая эра. Кое-как разобрались с документацией и всякими формальностями, позвали друзей из культурной среды, договорились с самой крутой на тот момент площадкой — Музеем стрит-арта — и забукировали довольно хороших артистов, подойдя к этому вопросу достаточно разнопланово. Собрали людей без особой рекламы, на нее и времени то не было. Комьюнити сработало само собой, мы ведь контактировали с разными ребятами, которые делали что-то интересное в городе, объединили всех, чтобы каждый по-своему проявился в этой истории и все вместе мы сделали первый Present Perfect. Например, клуб Mosaique в качестве партнера сделал свою площадку на фестивале. Ну, и город офигел с того, что произошло. Мы получили нереальный фидбек от людей, мол: «Чуваки, наконец-то это случилось!».

Тогда произошла смешная штука. В 2015 году был очень популярен mapping. Решили построить многоуровневую сцену, чтобы графически изменять ее в реальном времени. Наши добрые московские друзья Eon Flax — Антон Федченко-Суворов и Лиза Мамонова из тусовки «Рабицы» — вызвались помочь с этим. Они переехали в Петербург на месяц, мы вместе долго ковырялись в студии со всеми макетами, подготовили крутой проект. И вот мы делаем мероприятие, все класс, только мы забыли, что в июле у нас белые ночи! В итоге этот mapping длился два часа от силы.

СТРУКТУРА ФЕСТИВАЛЯ И ЛОКАЦИИ

В 2015 году мы сделали все максимально просто. Музей стрит-арта на отшибе города с его огромными муралами на плоскостях гигантской бетонной конструкции позволил нам устроить индустриальный «Городской пикник». Это была дневная программа фестиваля с джазом, гитарными группами, воздушной электроникой. Конечно, была еда, скейт-зона, можно было слушать музыку, просто гулять по парку, как по заводской территории. Ночную программу провели на трех танцполах с хаусом и техно, а также с более громкой музыкой на главной сцене для большего количества людей.

Дальше мы углубились в проработку концепции фестиваля. Дневную программу дополнили образовательной частью с лекциями и воркшопами, ночью — большая вечеринка. Появился танцпол DIY, посвященный именно российским музыкантам, потом Garden, который вот уже два года курирует наш друг Move D. Площадки начали приобретать осмысленное назначение и соответственно ему оформлялись. Приглашали дизайнеров, художников, которые каждую сцену трансформировали в определенный музыкальный мир. Позже что-то делалось конкретно под артиста, скажем, для Silver Apples оформили супер-замороченный экспериментальный танцпол.

В 2017 мы решили выйти за пределы одной площадки. В Artplay состоялся большой концерт-открытие в отдельный день, на Новой Голландии — образовательная программа. Самое интересное — мы устроили серию препати в клубах по всему городу с артистами, которых удалось привезти пораньше. И с нами уже были Boiler Room и Red Light Radio, транслировавшие фестиваль на весь мир. В тот год случилась очень петербургская история: в основной день 12 часов подряд шел проливной дождь. На главной сцене выступали Tikiman, DJ Pierre, Luke Slater, другие серьезные ребята, а перед ними 2000 человек, что маловато для таких артистов. Все укрывались от дождя на маленьких танцполах. В тот момент мы поняли, что не можем больше рассчитывать на удачу, да и места нам уже было мало, как ни крути —  пора было переезжать.

В 2018 мы перебрались в «Севкабель Порт», оставив за его пределами только препати и частично образовательную программу. Это новый креативный кластер, его мало кто еще видел на тот момент, сейчас то он уже знаменитый. Новая офигенная территория у воды рядом с Финским заливом, газон, кусочек завода, разные локации, которые уже не были такими заводскими. Еще отсюда отходит огромный паром, который везет туристов в Скандинавию. Это всегда очень красивое действо, когда он гудит, и все машут ему на прощание. Мы стали менее железные и бетонные, более деревянные, органические, с цветами, с более широкими возможностями в плане конструкций. При этом мы сохранили какие-то хайлайты фестиваля. Тот же Garden, трансляции Boiler Room, DIY превратилась в Yard, как двор в каком-нибудь мегаполисе — весь в граффити, с какими-то штуками с блошиного рынка. У нас появилась красивая набережная, где можно было кататься на качелях, валяться в гамаках. Это был город в городе, мы создали свой мир и в нем существовали.

ИСКУССТВО

Мы работаем с разными художественными комьюнити: Eon Flax, Freak Fabrik, Tundra, Volna. Нашими общими стараниями фестиваль превращается в один огромный арт-объект из маленьких миров на отдельных участках, которые вместе образуют единую вселенную. Придумывая концепцию, мы всегда отталкиваемся от площадки, затем учитываем музыкальную составляющую и определяемся, какую художественную и стилистическую идею хотим воплотить. В Artplay у нас была история с ресайклом: собрали все, что там хотели сдать на металлолом, и сложили из этого множество разных инсталляций. Под выступление одного японского хаус-музыканта расставили на сцене розовые фламинго и развесили массивные диско-шары. Для шоукейса Intergalactic FM создали арт-объекты, отталкиваясь от образов планет, колец Сатурна. В том году под кураторством Артема Стефанова пять художников нарисовали огромные муралы в «Севкабеле», на которые люди теперь смотрят каждый день. Хотя мы всегда двигаемся от территории и музыкальной концепции, для нас важно поддерживать единую стилистику — этот хороший, спокойный петербургский вайб.

ОБРАЗОВАНИЕ

Наша деятельность протекает внутри креативных процессов в связке с людьми из разных индустрий. Им всегда интересно, как создается музыка или инсталляция, как рождаются и реализуются концепции. При этом на Present Perfect приезжает огромное количество артистов и художников, которым вообще в кайф что-нибудь рассказать. Мы устраиваем музыкальные воркшопы, джемы с электронными музыкантами, вокалистами, инструменталистами. В 2016 году мы вместе с Мишей Штангелем из Boiler Room устроили паблик-ток о музыкальной журналистике и около-музыкальных темах с представителями Resident Advisor и российского Mixmag. В том году делали образовательный проект с Московской школой музыки.

Для нас принципиально важно способствовать тому, чтобы параллельно с нами или после нас появлялось больше креативных инициатив. Чем больше люди узнают, как это делается, тем больше возникает проектов, которые условно заставляют не сидеть дома перед телевизором. Это наша общая задача, так мы формируем активное творческое комьюнити. Потому миссия Present Perfect в том числе — передавать практические знания из собственного опыта и через приглашенных спикеров тем, кому это интересно. Причем, мы делаем это бесплатно: не нужно даже иметь билет на фестиваль, достаточно зарегистрироваться на посещение лекций и так далее. Образовательная программа этого года еще формируется, но точно будут музыкальные воркшопы, аудио-визуальные кейсы, также будем говорить о том, как делаются различные мероприятия. Может пригласим кого-то из прессы рассказать, как освещаются события, о новых трендах в мире.

МУЗЫКА

В музыке важнейший ориентир — это вариативность. Как я говорил, в нас очень сильно влияние Детройта. А это обычно не просто техно, хаус, джаз или хип-хоп — это множество разнообразных пространств в огромной вселенной. Так мы видим музыкальную программу Present Perfect.

В случае первого фестиваля мы еще опирались на более очевидную музыку, которая могла получить больший отклик у аудитории, но все равно с позиции эклектики. Далее мы начали экспериментировать, оставаясь внутри широкого вкусового поля, и начали «делить» артистов согласно музыкальной концепции сцен. С 2016-го уже позволили себе привезти DJ Godfather, DJ Stingray, Helena Hauff, Egyptian Lover, Lee Gamble, In Aeternam Vale, Lena Willikens. Приезжал King Midas Sound, ярким было выступление Tikiman под дождем. Экспериментировали с Clock DVA и Actress. Особенно ценными были лайвы Roy Ayers и Larry Heard, так как для нас это легенды. Знаковый финский музыкант Imatran Voima дал у нас один из последних международных перформансов — он ушел из жизни в 2018 году. Также в последнее время мы стараемся интегрировать российских артистов в общую музыкальную программу на всех сценах, препати и афтепати. Ежегодно несколько из них играют в эфирах Boiler Room и Red Light Radio, представляя локальную сцену всему миру. Есть наша семья: Flaty, Nocow, Fama 87, Kuzma Palkin, Module Werk, DJ 1985, Shutta, Hoopa, EL — все те ребята, которые про музыку с характером, с бэкграундом.

Что касается пятилетия Present Perfect в этом году, мы пошли еще глубже в эксперименты и «выбросили» очень широкий спектр жанров и поджанров — от шугейза до джаза через техно. Будут Ninos Du Brasil, Awesome Tapes From Africa, Dollkraut Band, Andrew Weatherall и многие другие, кого мы еще не объявили. Хайлайтом станет лайв Gesloten Cirkel, за которым мы давно охотились. Кстати, здесь нам помог Intergalactic FM, давший в адрес фестиваля лучшие рекомендации артисту. Словом, мы продвинулись от очевидных имен в лайн-апе к любым артистам, которых хочется услышать и показать.

Так как фестиваль — это идеальное настоящее, мы следим за тем, что происходит, и устраиваем некий смотр всего интересного, что случилось в музыке за год. При этом мы держим эклектический стержень из классической музыки, привозя легендарных ветеранов разных стилей. Сейчас у нас есть репутация и определенный капитал, который мы начали тратить на ознакомление людей с очень разными штуками, даже неожиданными. То есть, в плане музыки Present Perfect тоже занял образовательную позицию. При этом мы не циклимся на одном направлении, и уж тем более на новомодных течениях, о которых завтра никто не вспомнит. Мы транслируем музыку с историей, с приставкой «тру», будь то хаус или техно. Музыка, у которой есть яйца, которая возникла не для того, чтобы исчезнуть через два года.

ЗАЧЕМ И ПРО ЧТО ЭТО ВСЁ

Present Perfect — это логическое продолжение Санкт-Петербурга, такого разного, но стилистически выдержанного. Это фестиваль про город, его ритм, мысли, про то, чем он живет. Поэтому он спокойный, интеллигентный, добрый, открытый, размеренный, без оголтелой беспрерывной тусовки на несколько суток, без напряжения, с разной музыкой и толерантным отношением к разным стилям и их поклонникам.

Фестиваль стал визитной карточкой Петербурга, в который так или иначе каждое лето приезжает множество людей просто посмотреть город. Когда мы выросли из локального события в федеральное, мы в том числе начали показывать город туристам за счет серий препати в разных клубах и других частей программы, разбросанных по разным площадкам. Также мы по большому счету приводим креативные проекты и малый бизнес на новые крутые локации. Музей стрит-арта, Artplay, «Севкабель» — инвесторы помогали нам приводить эти еще нетронутые территории в должное состояние для фестиваля, а мы в итоге приводили туда толпы людей, которые в будущем становились постоянными посетителями баров, ресторанов, магазинчиков, открывшихся там. То есть происходит своего рода синергия между нами и другими организациями, которые существуют в городе.

Одна из важнейших задач Present Perfect — быть глобальным явлением. Мы не хотим окружать себя какими-то границами. Ведь музыка и вижуал — штуки очень интернациональные, язык, который все понимают. В рамках коллабораций приглашаем разных ребят и показываем наш город, людей, культурные процессы, музыку, тусовки — делимся собой. В 2016 году Present Perfect стал первым российским фестивалем, который транслировал Boiler Room. Мы продолжаем с ними сотрудничать, как и с Red Light Radio и другими. Нам интересно рассказывать о себе, стараемся быть гостеприимными и поддерживаем дружбу со всеми, кто был с нами с самого начала. Может в скором будущем расширим географию коллабораций и музыкального взаимодействия до мест менее очевидных, чем Берлин или Амстердам — до Южной Америки, например.

И, конечно, боремся с маргинальностью. Потому что так или иначе в обществе остается эта галочка по поводу процессов, которые связаны с электронной музыкой. Среднее возрастное ядро аудитории Present Perfect — 28-32 года. Это достаточно взрослые люди, которые живут обычной жизнью. Значит, поход на фестиваль электронной музыки и современного искусства становится таким же адекватным времяпрепровождением, как поход на обычный концерт. Мы стараемся развеять этот флер маргинальной дискотеки и развить восприятие классного культурного досуга для абсолютно разных людей из разных социальных групп. Это встраивается в культурный код Санкт-Петербурга. У большого города должно быть много разных мероприятий, таких — сяких, странных — не странных, это нормально, город привыкает и движется к этому. Открывается большое количество общественных пространств, выставок — происходят самые разные процессы внутри городской культуры.

PRESENT PERFECT НА КАРТЕ РОССИИ

Карта фестивалей страны увеличивается. Outline дал огромный толчок для всей России, за что ребятам огромный респект. То, что они сделали, задало определенный уровень для новых проектов. Есть наши замечательные соседи — фестиваль Gamma. Есть Signal, также Epizode, который проходит во Вьетнаме. Arma 17 вот открывает новый клуб Mutabor, у нас в Петербурге есть огромное количество заведений. Мы видим в целом достаточно позитивное движение, при всех тех негативных моментах, которые были в прошлом. Всем нам больше ничего не остается делать, кроме как продолжать совершать «революцию хорошего вкуса», как выразился мой хороший друг Саша Церетели. Для нас это очень важно — прививать людям любовь к музыке, к тому, как проводить время, как толерантно относиться друг к другу, демонстрировать какие-то вещи, которые помогают понять, услышать человека и нормально воспринимать общую реальность, в которой существуем.

katacult_present_perfect_009-1-1

Не берусь что-то прогнозировать — понятия не имею, как все будет дальше развиваться, это очень непредсказуемо. Present Perfect продолжит исполнять свою миссию, показываться на новых локациях, формировать вокруг себя новые миры, и давать людям эскейп на три дня в другие реальности, где ты можешь быть кем угодно и чувствовать себя кем угодно, быть максимально свободным. Это петербургский фестиваль, он никуда не уедет, разве что случатся небольшие шоукейсы с дислокациями каких-то кусочков мероприятия. Будем делать Present Perfect известнее и звать сюда больше людей из разных стран, чтобы они приезжали, наслаждались городом и его жителями, чтобы не боялись этого. И продолжим пропагандировать любовь, человечность, здравый смысл и классные культурные ценности, которые есть в этом городе со времени его основания. Мы очень ждем вас в гости, мы всем рады. Что бы там ни происходило, знайте, что здесь все друг друга любят.

katacult_brave-factory2019_banner--1-