За 12 лет блестящей карьеры американский дизайнер Рид Майлз создал больше 500 обложек для звукозаписывающего лейбла “Blue Note Records”. Большинство из них — золотой стандарт современной типографики и лучшие примеры обложек в истории джаза.


Еще до начала

  • — Родился в Чикаго в 1912 году;
  • — В 1940 поступил в Художественный Институт «Chouinard» (сейчас — Калифорнийский Институт Искусств);
  • — В 1950 году перебрался в Нью-Йорк;
  • — до 1955 работает помощником Джона Хермансадера, фрилансера, который из своей студии в Нью-Йорке делал в том числе и обложки для “Blue Note”;
  • — В 1955 году устроился в редакцию журнала “Esquire”;
  • — в 1956 году Фрэнсис Вульф пригласил Майлза в “Blue Note”....

Начало

«50 баксов за обложку… Им это нравилось, они считали такое современным дизайном, который идёт в ногу с музыкой: один или два цвета и какая-то возмутительная графика».

Первое время в “Blue Note” Рид работал подмастерьем у креативного директора лейбла Джона Хермансадера. После его ухода естественной задачей стало поддержание стиля, который уже был создан. Но в итоге он поднял его уровень до небывалой высоты.

Работы Джона Хермансадера

Не фанат джаза

«Его работы ‘звучали так’, что показывали слушателю с прилавка, как будет звучать пластинка», — Феликс Кромей.

Самое интересное, что Рид Майлз на самом деле не любил джаз. Пластинки, которые ему полагались как сотруднику лейбла, он раздаривал друзьям или менял в комиссионных магазинах на пластинки классической музыки. Обычно Майлз работал с записями Альфреда Лайона (ещё одного сооснователя лейбла), в которых тот описывали процесс записи и участников альбома.

Типографика

Майлз не ограничивал себя выбором шрифтовой пары, и уж тем более его самого не ограничивала шрифтовая система или сетка. От “Cool Struttin” Сонни Кларка до “Hub-Tones” Фредди Хаббарда дизайнер делал внешне «тяжеловесные» обложки, такие же, как и хард-боп внутри конвертов.

Вот некоторые комбинации, которые он использовал.

Сотрудничество с Фрэнсисом Вульфом

С Френсисом Вульфом, еще одним сооснователем и сессионном фотографом лейбла, Майлз создал креативную пару. Он размещал фотографии Вульфа из актуальных сессий на обложках: иногда оставлял им всё пространство, чтобы просто подобрать резонирующий к ним шрифт, а иногда вольно кадрировал. Последнее Вульф очень не любил и, как говорят, часто ругался с Майлом за каждый сантиметр обложки.

Но игра дизайнера с фотографией в 50-е не была одиночным пикетом, а являлась проявлением дизайнерской сцены того времени. Взаимодействие шрифта и фото стало признанным подходом и повсеместно использовалось в упаковке продуктов и рекламных кампаниях. В значительной степени — это выросло из тесных отношениях между фотографами, дизайнерами и художниками.

Сотрудничество с Энди Уорхолом

Время от времени Майлз приглашал Энди Уорхола, чтобы тот помог ему с оформлением иллюстраций для обложек. Сотрудничество со временем стало настолько тесным, что Майлз позировал обнаженным для фотографий художника.

BLP 1580, Johnny Griffin—The Congregation, 1957
BLP 1596, Kenny Burrell—Blue Lights, 1958
BLP 1543, Kenny Burrell—Vol. 2, 1957
BLP 1543, Jay Jay Johnson, Kai Winding, Bennie Green—Trombone by Three, 1956

1500 серия

В середине 50-х лейбл начал выпускать 12-дюймовые пластинки с традиционным джазом вместо 8-дюймовых, и в это же время с выходом легендарной 1500 серии Рид Майлз стал арт-директором. Первой жемчужиной в 1500 серии стал Майлз Дэвис (BLP1501), а последней — Бенни Грин (BLP1599). Они были выпущены между 1955 и 1958 годами.

Первые 8 пластинок Рид сделал ещё вместе с Хермансадером, а первой «самостоятельной» обложкой стал Milt Jackson and the Thelonious Monk Quintet (BLP1509).

BLP 1543, Jay Jay Johnson, Kai Winding, Bennie Green—Trombone by Three, 1956
BLP 1507, The Jazz Messengers—At the cafe Bohemia, Vol.1, 1955
BLP 1505, Jay Jay Johnson—Volume 1, 1955
BLP 1513, Thad Jones—Detroit-New York Junction, 1956
BLP 1530, Jutta Hipp with Zoot Sims, 195
BLP 1577, John Coltrane—Blue Train, 1957
BLP 1595, Cannonball Adderley ‎– Somethin' Else, 1958

4000 серия

После этого вышел единственный в серии BLP1600 LP и лейбл поменял порядок, который теперь начинался с BLP4001 (Sonny Rollins — Newk´s Time). В этой серии с 1958 по 1970 вышло 400 пластинок, большинство из которых сделал Рид Майлз.

BLP 4003, Art Blakey and the Jazz Messengers—Moanin', 1958
BLP 4009, Bud Powell—The Amazing Bud Powell, 1958
BLP 4031, Hank Mobley—Soul Station, 1960
BLP 4034, Lee Morgan—Leeway, 1960
BLP 4049, Art Blakey & The Jazz Messengers—A Night in Tunisia, 1961
BLP 4115, Freddie Hubbard—Hub-Tones, 1962
BLP 4076, Horace Silver—Doin' The Thing at the Village, 1961
BLP 4105, Ike Quebec—It Might as Well Be Spring, 1961
BLP 4106, Jackie McLean—Let Freedom Ring, 1963
BLP 4145, Don Wilkerson—Shoutin', 1963
BLP 4209, Hank Mobley—Dippin', 1960
BLP 4146, Dexter Gordon—Our Man in Paris, 1963
BLP 4149, Hank Mobley—No Room for Squares, 1963
BLP 4156, Art Blakey—The Freedom Rider, 1963
BLP 4090, Art Blakey & The Jazz Messengers ‎– Mosaic, 1961
BLP 4157, Lee Morgan—The Sidewinder, 1964
BLP 4166, Joe Henderson—In ´n´ Out, 1964

Конец

В 1965-м лейбл был поглощен “Liberty Records”, а в 1967-м Майлз покинул его.

Хард-боп, который Рид Майлз столько лет документировал на “Blue Note”, перестал быть актуальным. Молодая аудитория находит джаз малоинтересным, он уже не «фанки».

www.birkajazz.com/archive/bluenote4000