Задумывались ли вы, почему артист уходит в затворничество? Есть еще разные обстоятельства, благодаря и вопреки которым известный человек ограждается от внешнего мира. Случаи, когда музыкант уходит на пике также не в новье и у них есть куча примеров мирового уровня.

Решили сделать подборку таких отшельников и рассказать, что с ними произошло. Попытаться понять таких персонажей довольно сложно и не нужно. Они вряд ли сами хотят, чтобы к ним принудительно лезли в душу. А вот свои композиции они с радостью сублимируют на социум и дают о себе таким образом знать.

СИД БАРРЕТТ

Все ценители, снобы и просто меломаны наверняка слышали “Shine On You Crazy Diamond” от вокально-инструментального ансамбля Pink Floyd. Эту песню группа посвятила своему основателю, который параллельно стал одним из создателей психоделического направления в музыке. Звали этого человека Роджер Кит Барретт. Миру он больше известен как Сид Барретт.

История этого человека является одним из эталонных примеров того, как можно не выдержать напор славы и свободы. Или же просто быть гением, которого вовремя не поняли на эмпатичном уровне.

Сид с самых юных лет проявлял любовь к музыке, научился играть на струнных, в частности, на банджо. В 15 лет сам собрал первый усилок для своей электрогитары. В 16 у него умер отец и, возможно, это стало его первым глубоким потрясением, которое потом прогрессировало в более глубокие формы.

Перед тем как стать затворником Барретт в качестве фронтмена Pink Floyd в 1967 году сочинил и записал с музыкантами группы один из самых главных альбомов в рок-музыке “Piper At The Gates Of Dawn” — первый полноценный психодел. О влиянии этого релиза говорят по сей день музыканты разных поколений. А критики еще тогда замечали в нем джазовое звучание и очень необычные для того времени приемы: диссонанс, дилэй, дисторшн, фидбэк, аудио-ленты и так далее. Но самым фирменным его изобретением стало сочетание эхо-машины с гитарой, по струнам которой он водил зажигалкой Zippo.

Все началось не внезапно, а происходило комплексно. В 1960-е стать рок-звездой было сравнимо со вступлением в пантеон божеств и пропуски соответствующие имелись с тремя буквами — Л, С и Д. И вот, говорят, что то ли Сид слишком много и часто ел кислоту, то ли потом снотворное Метаквалон спалило ему мозги, но в определенный момент он выпал из реальности.

На выступлениях группы он постоянно вел себя довольно странным образом или не реагировал на происходящее. В плане музыки он постоянно импровизировал, и никто не мог понять, что он будет играть дальше. Из Pink Floyd его в итоге попросили уйти и это стало вторым серьезным потрясением. А с тем количеством лизергина, что он в себя запихивал, эффект оказался глубокий и один из самых талантливых музыкантов ХХ века просто закрылся в себе.

Он вернулся в свой дом в Кембридже в 1972 году. Сид практически перестал общаться с внешним миром, держал контакты через свою сестру. Немногие, кому довелось как-то столкнуться с Барреттом, говорили, что он совсем не слушает и не любит группу Pink Floyd. Сами участники группы не видели Сида с конца 70-х. Последним, кто с ним вживую столкнулся был Роджер Уотерс. Барретт, увидев того в универмаге, выбежал оттуда, по пути бросив свои сумки.

Его обиду современные психиатры и психотерапевты приравнивают к синдрому Аспергера. Помимо социального отшельничества этот диагноз включает в себя неправильное трактовку того, что хочет общество. У Барретта были похожие черты. Скорее всего, на нервной же почве он заработал сахарный диабет.

Умер Crazy Diamond в возрасте 60 лет у себя дома в Кембридже от рака поджелудочной железы. Все время до смерти он еще писал картины, интересовался искусством и даже написал книгу по его истории. Баретта кремировали и передали прах семье.

Сейчас сложно сказать, на кого не повлиял этот музыкант. Среди его почитателей числятся люди и коллективы, которые создали отдельные стили и направления: Брайан Ино, Марк Болан, Дэвид Боуи, Tangerine Dream, The Damned и Гражданская Оборона.

Британский журнал New Musical Express поставил Сида Барретта на первое место в рейтинге “75 самых культовых музыкальных героев”. Издание назвало его “спорадически красивым”, что в переводе с греческого означает "единичный, отдельный, уникальный".

ИСААК ШВАРЦ

О советском кинематографе написаны тома, даже томищи критики и восхищения. А вот про композиторов к этим картинам известно гораздо меньше. Одним из закрытых для общения и контакта с обществом был Исаак Шварц. Еще в далеком 1964 году музыкант переехал за 70 километров от Санкт-Петербурга в дачный микрорайон Кезево поселка Сиверский. Там он прожил до своей смерти в 2009 году.

Он жил все время у себя на даче и все это время творил. За свою жизнь Шварц написал музыку к 118 фильмам и 6 театральным постановкам. Его работы как минимум один раз слышал каждый читатель, который смотрел хоть раз в жизни такие фильмы, как “Белое солнце пустыни”, “Соломенная шляпка”, “Звезда пленительного счастья”.

Исаак Шварц очень не любил выбираться из своего убежища в лесу. Его никогда не интересовала светская жизнь, а свои творческие вечера он устраивал в библиотеке Сиверского. Многие артисты того времени почитали за честь приехать в гости к известному композитору. Тут был свой лоск прикоснуться к культовому и не очень понятному для советского времени. Подобное поведение среди бомонда было не в почете — творческим юнитам, которые творили на заказ СССР государство тогда хорошо платило и создавало все условия для нетленной славы и ордена Ленина.

Однако стоит отметить, что Шварца любили не самые ярые сторонники власти ЦК КПСС. К нему заезжали Олег Басилашвили, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Акира Куросава, Зиновий Гердт, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Соловьёв, Булат Окуджава, Алексей Баталов и Иосиф Бродский. Последнего Шварц помог устроить на “Ленфильм”. Поэт тогда только вернулся из своей ссылки в деревне Норинская, что в Архангельской области.

За время своей длительной карьеры композитор разработал несколько универсальных принципов написания саундтреков. Первым и основным он называл полное подчинение и отдачу режиссеру. По мнению Шварца, только этот человек знает фильм максимально досконально. Вторым главным правилом музыкант считал простоту мелодии. Он был категорически против сложных мелодических форм в кинематографе. Это усложняет восприятие видеоряда.

Также Шварц придумал такое понятие, как “монотематизм”. По сути так он определял лейтмотив фильма. Композицию, которая идет красной линией через все повествование и это является хорошим приемом для драматургии. И композитор всегда четко знал, где в кино должна звучать музыка.

Стоит отметить, что Исаак Шварц никогда не работал в экспериментальных жанрах. Он любил мелодичность и считал себя последователем романтизма. Композитор очень не любил электронную музыку, а синтезатор считал “гробовщиком” академических гармоний.

Скончался творец незыблемых и легко запоминающихся мелодий кино от старости в своем поместье. Хоронили его по еврейским традициям, как он и завещал.

ВЕЖА ХМАР

На отечественной сцене также абсолютно уникальные коллективы, про которые известно катастрофически мало. К таким таинственным и невероятно самобытным проектам можно спокойно отнести Вежу Хмар из столицы нашей родины и Матери городов русских.

Дуэт двух сестер Александры Волох и Валентины Сизевич (по другим источникам Андрущенко), который просуществовал с 1997 по 2008 годы, выпустил 8 альбомов, 3 проекта, 2 сольника и резко исчез без объяснения причин. Все перечисленное ни на что украинское не похоже ни тогда, ни сейчас. Да и сама группа отличается абсолютно своим подходом к творчеству, начиная от написания песен и заканчивая выпуском альбомов.

Сначала коллектив состоял из трех человек — с киевлянками пела и писала тексты к части песен некая Yolka, в миру Елена Лукина. Она жила в деревне в 100 километрах от Киева. В том месте не было электричества, поэтому девушку было сложно записывать. Она написала много красивых стихотворений, спела на первых четырех релизах группы и продолжила писать тексты для группы.

Единственным музыкантом, который появился в Вежі в 1999 году, был Игорь Макуха. Он играл с сестрами до последнего недописанного релиза. Александра и Валентина называют свою музыку ритуальным фолком, критики — эмбиент-фолком. В их альбомах практически нет ударных инструментов, иногда они используют тамбурин, иногда — электронные ритмы из клавишных.

«Сакральне знання ділиться на три рівні. Перший рівень — це міф, таке сакральне знання про світ. Ритуал — те, як це універсальне знання застосовується, його передача. А прикраса ритуалу — спрощений ритуал, вже зведений до побутового — оце фолк, фольклор», — говорила в одном интервью Александра Волох.

В том же материале она рассказывала, что в детстве им много читали сказок из сборника “Співуча липка” и рассказывала байки из жизни бабушка. В этих историях фигурировали одноглазые, слепые или трехглазые девочки, было много украинского фольклора. При этом вокалистка утверждала, что это мало повлияло на творчество группы.

На самом деле то, что делала Вежа Хмар ни с чем сравнить нельзя! Это какие-то абсолютно открытые эмоции без фальши, лоска и постмастеринга. Любая их нота цепляет за живое, может даже сделать больно. И в каждом их звуке очень много печального, как и в украинском народном творчестве.

Александра Волох еще в 2000 году выпустила сборник своих стихов, которые называла “заговорами”. В звуке их можно услышать на ее сольнике и в проекте Мертвые Вельда. Также девушки выпустили нойзовый сайд-проект Veinecia, а у Валентины вышел клавишный релиз Heimkehr. По состоянию на 2005 год Александра жила в небольшом немецком городке и слушала Bjork, а Валентина находилась в Киеве и очень любила Nine Inch Nails.

В 2008 Вежа Хмар резко пропала с радаров. Все их творчество также остановилось. Причины, почему так произошло никто не объявлял. Просто написали в сети, что ничего дописываться больше не будет. До сих пор со всем их творчеством можно ознакомиться на официальном сайте дуэта абсолютно бесплатно.

Среди ценителей Вежа Хмар является одним из эталонов андеграунда и держит марку одной из самых культовых украинских групп уже четвертое десятилетие.

MUSLIMGAUZE

Англичанин из Манчестера Брин Джонс в 1982 году узнал о вторжении Израиля в Ливан и очень проникся этим событием. Его настолько тронуло, что он начал изучать культуру и быт Ближнего Востока. Это увлечение переросло в музыку, причем на очень серьезных тонах.

Начиная с периода Первой Ливанской войны он взял псевдоним Muslimgauze и начал писать свои электронно-политические манифесты.

В его композициях нет его текстов, все его призывы были в названиях. А были они очень кричащими, вызывающими и провокационными. В особенности, если рассматривать арабо-израильский конфликт со стороны жителя Западного мира. Брин Джонс воспевал палестинских экстремистов “Черный сентябрь” в композиции “Return of Black September”. Это была та самая группировка, которая на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене убила израильских спортсменов. При этом он считал, что слова делают исполнителя проповедником, а названия песен должны подталкивать слушателя к тому, чтобы искать больше информации про то, о чем она.

Muslimgauze за 17 лет творчества выпустил 90 полноценных альбомов, более 30 синглов, в полной дискографии при жизни зафиксировано около 150 релизов разных форматов. Его альбомы по сей день переиздаются и выходят довольно крупными тиражами. Исполнителя издавало 32 лейбла, среди которых есть Extreme, Daft Records, Staalplaat, Third Eye Music, Hidden Art, украинские Kvitnu и Chlorophyl Recordings.

Брин Джонс ненавидел электронщину как таковую, не использовал семплирование, зато нарезал лупы. Его арсенал инструментов составляли коллекция восточной перкуссии всех мастей, клавишные и магнитная лента. С ней, собственно, композитор и проводил всевозможные эксперименты, делал петли, зацикливал сыгранные моменты, сводил несколько звуков в один массив. Он все делал в одиночку, но в немногочисленных интервью всегда говорил о Muslimgauze “мы”, так как считал свой проект группой.

Будучи абсолютным сторонником арабского мира и поддерживая ислам, Джонс не был мусульманином. Более того, он ни разу не был на Ближнем Востоке. И даже один раз австралийский Extreme предложил музыканту съездить в Палестину. Тот отказался, мотивировав это тем, что никогда не ступит на оккупированную территорию. При этом композитор не верил, что когда-нибудь между евреями и арабами наступит мир.

За свою жизнь Бин Джонс дал менее десяти концертов. Каждый из них он считал неудачным. Зато он любил давать интервью, в которых сводил все к политике и свободе Палестине. Из родного Манчестера музыкант практически не выезжал. И неизвестно как бы это все продолжалось, если бы в 1999 у него не обнаружили редкое грибковое заболевание крови. Он умер в самом начале года от пневмонии, которую из-за его недуга было бесполезно лечить.

На сегодняшний день его работы переиздаются, на них делают ремиксы, исламский мир не канонизировал и не объявил его героем. В мире действует The Muslimgauze Preservation Society, целью которого является сохранение наследия музыканта. Группа единомышленников выпускает его альбомный арт, пересводит и ремастерит старые релизы, а также выпускает неизданные материалы.

CAPTAIN BEEFHEART & HIS MAGIC BAND

В 1960-е на свет появилось два проекта, которым суждено было стать не только культовыми, но и одними из самых влиятельных на режиссеров и музыкантов, которых мы все слушаем и смотрим сегодня. Первой группой была The Mothers of Invention Фрэнка Заппы, а второй — Captain Beefheart & His Magic Band Дона Ван Влита.

С первым и его авангардом все понятно в плане отшельничества и закрытости — их не было. А вот с фронтменом второй группы случилась занятная история. Сегодня многие меломаны взахлеб начнут рассказывать о бесценном вкладе коллектива в современную музыку. А селебрити, которые будут восхищаться группой, будет не счесть. И явно, если кто-то из интеллектуалов никогда не слышал “Trout Mask Replica” 1969 года, то сейчас уже точно гуглит это название.

О группе тогда еще молодого художника, скульптора и друга Фрэнка Заппы хорошо говорят две цитаты. Первая относится к музыкальному онлайн-обозрению Пьеро Скаруффи:

«Расстояние между Капитаном Бифхартом и остальной рок-музыкой такое же, как между Бетховеном и симфонистами его времени».

А вторую написал американский рок-критик Лестер Бэнгс:

«Капитан Бифхарт — самый важный музыкант в шестидесятых, гораздо более значимый и далеко идущий, чем Битлз, которые делали красивые коллажи из материалов, являющихся общественным достоянием. И вот когда вы это поймете, то вы поймете, что он так же важен, как Орнетт Коулман был для джаза десять лет назад, а Чарли Паркер за 15 лет до этого, также важен, как Ледбелли для блюза, на котором Кэп съел собаку. Его музыка — это предвестник завтрашнего дня, но его послания универсальны и теплы, как сердце Америки, о котором мы когда-то мечтали. Это комбинация, которую трудно победить».

К сожалению, современники так и не оценили по достоинству все творчество Капитана Бычье Сердце и его магической банды. Группа была совершенно некоммерческой и особого успеха у публики 1970-х - начала 80-х не сыскала. Критики вообще считали, что коллектив играет странный блюз.

В 1982 году Дон Ван Влит окончательно разочаровывается в музыкальном мире и уходит из группы. Он уезжает в свой родной Ланкастер, который находится в пустыне Мохаве и уединяется там для занятий живописью. Его картины начинают очень неплохо продаваться, за гонорары от них бывший Капитан весьма неплохо живет. На сцену он больше никогда не выйдет.

В конце 1990-х у него резко начинает ухудшаться здоровье, у него прогрессирует рассеянный склероз. Он окончательно скрывается от общества и в таком состоянии доживает до 2010 года. Дон Ван Влит скончался у себя на родине в возрасте 69 лет.

В 2002 году бывший барабанщик Магической Банды Джон «Драмбо» Френч заново собирает группу, но уже без Капитана. Коллектив помотался с турами целый год до 2003 и выпустил два альбома — студийный и лайв. Однако без фронтмена это были жалкие попытки.

О влиянии Captain Beefheart & His Magic Band на музыку, музыкантов и артистов можно написать отдельную книгу. Достаточно сказать, что поклонником творчества Ван Влита является Дэвид Линч. Звучание команды очень явно слышится в первом проекте Ника Кейва The Birthday Party. Кэп сотоварищи помогли определиться по жизни будущим игрокам в панк, нью-вейв и пост-рок.

ПЕТР МАМОНОВ

Где у бабы есть люляки и почему на помойке так пусто, знает только один странный человек. В свое время его скандальная, сумасбродная и местами безумная натура поражала воображение зрителя программы “Музыкальный ринг”. Люди хотели Аллу Пугачеву, а им показывали Звуки Му с Петром Мамоновым.

Жизнь этого актера и музыканта можно поделить на периоды, но в рамках статьи нас интересует только один, который длится у него по сей день. Он —затворник.

Родился Петр Мамонов на том самом большом Каретном, о котором пел Высоцкий. Лидер бардкоровцев, кстати, рос в том же самом дворе, что и лидер Звуков Му. У будущего сельского отшельника был шебутной нрав. Его выгнали из двух школ. Он всегда отличался артистизмом, который мог довести до эпатажа.

Многие почитатели таланта Петра Николаевича считают его просто гением. Вся соль в том, что у него действительно масса прикладных талантов. Помимо музыки, актерской игры и развитой пластичности он знает в совершенстве несколько языков, свободно говорит на норвежском. Его мама была переводчицей со скандинавских языков — сказались гены. При этом у Мамонова неоконченное высшее.

Его группу продюсировал Брайан Ино. В конце 1980-х - начале 1990-х они поколесили по Европе и Америке с турами. После возвращения уже в Россию Мамонов объявил о роспуске коллектива. Все это время он пил и творил всяческие непотребства.

В результате весьма пограничного образа жизни музыкант переехал жить в деревню Ефаново в Московской губернии. Так говорит одна версия, а по другой — он просто по дешевке купил большой участок там, где его двоюродный брат-бизнесмен строил какой-то объект.

«Там, где я живу, у меня огромный участок, три автомобиля, большой дом и куча денег. И вообще, я один из самых крутых. Я считаю, что это не я уехал, а вы все, кто живёт в муравейниках на двадцать первом этаже».

После распада Звуков Му Мамонову вообще ничего не хотелось. Ему на тот момент было 45 лет и он не знал, куда себя деть. И тогда к нему постучалась религия. Он бросил пить и поменял свой образ жизни. В таком режиме он прожил около 10 лет. Его уговаривали вернуться, продолжить ставить его знаменитые спектакли, сниматься в кино.

В итоге, после продолжительного отсутствия Мамонов снялся в фильме “Пыль”. Он там сыграл профессора, который ставит над людьми эксперименты и философствует об устройстве человеческого общества. Картина взяла массу призов на альтернативных фестивалях, стала культовой и популярной за пределами элитного интеллектуального круга.

После этого успеха актер начал возвращаться в люди в качестве музыканта. Одним из самых ярких его выступлений в нулевые стал эфир программы “Земля-Воздух”, куда его пригласили поиграть. Там собирались различные музыкальные критики, радио-диджеи, журналисты и поливали говном или восхищались приглашенной звездой. Мамонов пришел с гитарой и главным героем “Пыли”, актером Алексеем Подольским. Тот все выступление просто просидел на стуле возле музыканта и олицетворял честность.

Сейчас актер выкладывает в интернет видео со своими уроками жизни, в которых рассказывает что по чем в этом мире очень спокойным тоном. Он никому не навязывает свою веру и говорит очень мудрые вещи.

DARK & BLACK

В подобном повествовании не могло обойтись без готики и блэк-металла. Оба эти направления просто созданы для того, чтобы в каждом из них были необщительные до мозга костей люди.

В случае с темной волной такую(ого) зовут Анна-Варни Кантодеа. Этот человек называет себя “теоретической гетеросексуальной женщиной” или существом пятого рода, биологически являясь мужчиной. На физическом уровне, при помощи хирургического вмешательства, пол она менять отказывается.

Такие метаморфозы начались с ней давно. В школе ее унижали, родители били. Травм с детства накопилось порядочно. В результате комплексных отклонений Анна стала передавать все свои опыты через музыку и заиграла дарквэйв в своем сольном проекте Sopor Aeternus & The Ensemble of Shadows.

У музыканта много ярких визуальных образов. Свой имидж он берет от японских танцев буто. Это такой агрессивный авангардный стиль, который появился в стране Восходящего Солнца после Второй Мировой. Внешний вид у производящих его движения обычно связывают с белым гримом и бритой головой.

Анна-Варни очень редко выходит из дома, не общается со СМИ, а о своей музыке говорит, что ей помогают ее делать духи. The Ensemble of Shadows — они и есть. С остальными музыкантами, которые звучат на всех ее альбомах она работает с каждым по-отдельности. Кантодеа приглашает их в закрытую студию, где отдельно записывает каждую сессию.

В случае с черным металлом закоренелым мизантропом был Vidar Våer. Ценителям этой человеконенавистнической музыки он известен также, как Ildjarn. Творил он с 1991 по 1997 годы, но официально закрыл свой проект в 2005 году. По легенде он писал всю свою музыку на четырехдорожечный магнитофон, который ранее использовали для этих же целей Emperor. И вот когда он сломался, Вааер решил прекратить играть.

На записи альбомов участвовал музыкант с псевдонимом Nidhogg и еще пару человек на подпевке — Самота и Исана. Все релизы Видара звучат очень сыро, однотонно, с неразборчивым вокалом и низким качеством записи. Такое направление в жанре носит название raw и считается очень настоящим среди почитателей жанра.

За все время существования группы Ildjarn опубликовал слова только одной своей песни. Известно, что музыкант очень много времени проводил в одиночестве в лесах и горах Норвегии, откуда он родом и где живет. Его внешний вид ранее напоминал нео-нацистский — бритая голова и бомбер.

Однако он таковым себя не считал, а просто не любил всех людей.

В 2005 году он выпустил сборник “Ildjarn is dead”, в котором опубликовал свое “Последнее заявление”  на буклете. Оно представляет из себя бессвязный поток мыслей, который написан без форматирования, редактуры и с ошибками. В тексте много пафосных речей и категорических рассуждений.

Итогом такой публикации стал официальный уход из музыки Видара Вааера и отречение от жизни землянина. Автор имел в виду, что больше не чувствует себя жителем нашей планеты. И все это могло бы звучать как предсмертная записка, однако, в тексте было слишком много презрения. Кстати, ознакомиться с ним можно здесь.

На 7 лет музыкант пропадает с радаров, но в 2012 году якобы он через электронную почту дает интервью изданию. Он популярно рассказывает о своей мизантропии и взглядах на мир. О своей музыке Ildjarn заявляет, что писал ее только для себя и ему было все равно, если она кому-то нравится.


Как мы видим из этих примеров, в себя и от всех уходили по разным причинам. Но в целом часть доконали наркотики и бухло, точнее, неаккуратное с ними обращение. Но есть и более уникальные случаи внутреннего комфорта от отрешенности. У некоторых это стимулирует талант, а у других — ненависть.

Пожалуй, самой страшной причиной такого побега от социума является разочарование. Именно благодаря такому чувству человек обрастает скорлупой для защиты от внешних раздражителей. Заметьте, тут нет практически ни одного случая с счастливым воображением и идиллией. Впрочем, может все дело в музыке к кинофильмам. Pink Floyd, например, начали ее писать уже после Сида и вряд ли сейчас несчастны.